Диагноз энцефалопатия у детей что это

ВАЖНО! Для того, что бы сохранить статью в закладки, нажмите: CTRL + D

Задать вопрос ВРАЧУ, и получить БЕСПЛАТНЫЙ ОТВЕТ, Вы можете заполнив на НАШЕМ САЙТЕ специальную форму, по этой ссылке >>>

Энцефалопатия – это заболевание головного мозга, сопровождающееся утратой функциональной способности. Патология может быть врождённой или приобретённой во время родов и в дошкольном возрасте.

Попытаемся разобраться, что такое резидуальная энцефалопатия у детей. Какие симптомы заболевания разных возрастных групп?

Что провоцирует резидуальную энцефалопатию (РЭ)? Какие диагностические исследования проводят? Как лечат болезнь? Ниже ответим на все вопросы.

Описание РЭ

Резидуальная энцефалопатия у детей – что это такое? Под термином следует понимать остаточные явления органического повреждения мозга, произошедшие в периоде вынашивания или во время рождения.

Заболевание развивается вследствие гематомы мозга, внутриутробной инфекции или во время прохождения по родовым путям матери. Запускающий фактор патологии – гипоксия головного мозга, в результате которой погибают нейроны.

Важно! Особенность заболевания в том, что оно проявляется спустя несколько месяцев или лет после повреждения.

Органическое поражение головного мозга поддаётся терапии в первые недели после рождения. В случае не долеченной патологии рано или поздно развивается резидуальная, то есть остаточная энцефалопатия.

  • внутричерепная гипертензия;
  • нарушение движений;
  • гидроцефалия;
  • психические нарушения;
  • судорожный синдром;
  • замедление моторной и речевой функции мозга;
  • цереброастеническая форма;

В развитии энцефалопатии значение имеет наследственная предрасположенность нейронов к повреждению и восстановлению. У некоторых детей болезнь не развивается, если во время беременности мать перенесла токсическую инфекцию.

Провоцирующие факторы энцефалопатии

Иногда резидуальная энцефалопатия у детей проявляется без видимой причины.

В большинстве случаев толчком к развитию являются факторы:

  • сотрясение или ушиб мозга;
  • бактериальные и вирусные инфекции;
  • сахарный диабет;
  • менингоэнцефалит;
  • кризы вегетососудистой дистонии;
  • динамическое или острое нарушение мозгового кровообращения;
  • воздействие алкоголя;
  • употребление наркотиков;
  • приём психотропных препаратов.

Энцефалопатия развивается и без повреждающих факторов, если возраст матери моложе 20 и старше 35 лет.

Признаки болезни

У новорождённых не всегда удаётся выявить патологию. Комплекс симптомов резидуальной энцефалопатии у ребёнка в разном возрасте.

  • напряжение мышц в виде судорог;
  • запрокидывание головки;
  • диагностический признак – набухание родничка;
  • трудное засыпание;
  • задержка психического развития;
  • частое срыгивание;
  • нарушение движений;
  • ребёнок часто плачет.

При тяжёлом течении младенцы утрачивают сосательный рефлекс.

Признаки для детей дошкольного возраста:

  • неустойчивая психика – частая смена настроения;
  • нарушение засыпания;
  • отставание физического развития;
  • снижение памяти;
  • наклонность к обморокам;
  • физического ресурса;
  • частая головная боль;

При резидуальной энцефалопатии у детей школьного возраста нарушены интеллектуальные навыки, ограничен круг интересов.

Наблюдаются такие признаки:

  • снижение успеваемости;
  • раздражительность;
  • периоды агрессивности сменяются апатией;
  • расторможенность или угнетение;
  • трудности засыпания ночью и дневная сонливость;
  • головные боли с головокружением;
  • замедленное мышление;
  • нарушение внимания;
  • повышенная утомляемость;
  • склонность к обморочным состояниям.
  • при тяжёлом течении болезни развиваются парезы или параличи.

Важно! Признаки энцефалопатии усиливаются при эмоциональных, умственных и физических нагрузках.

Замечено, что во время каникул у ребёнка проходят головные боли, нормализуется сон. Поэтому детей с энцефалопатией нельзя перегружать спортивными занятиями.

Диагностика

Симптомы заболевания выявляет невролог или педиатр. Для установления правильного диагноза важны данные анамнеза. Имеет значение, как протекала беременность и роды, что за болезни перенесла мать, есть ли вредные привычки.

Окончательный диагноз основывается на инструментальных способах исследования:

  • энцефалография;
  • компьютерная томография – точный метод, выявляющий очаг поражения размером 1–2 мм на любом уровне головного и спинного мозга;
  • ультразвуковое исследование мозга – самый безопасный способ в диагностике детей;
  • рентген черепа;
  • магнитно-резонансная томография.

Дополнительно делают лабораторные анализы:

  • сахар крови;
  • электролитов сыворотки;
  • выявление аутоантител.

Помимо инструментального исследования, диагностика включает консультацию логопеда и психолога. Больного осматривает также офтальмолог. В сомнительных случаях делают люмбальную пункцию для определения состава спинномозгового ликвора.

Комплекс мероприятий определяется после установленного диагноза. Лечение проводят в амбулаторных условиях или дневном стационаре. Чем раньше установлен диагноз, тем полнее будут восстановлены функции мозга.

Лечение резидуальной энцефалопатии включает комплекс мероприятий:

  • Если причиной болезни является гипоксия, применяются препараты для улучшения мозгового кровотока – Актовегин, Пирацетам, Кортексин, Тенотен детский, Винпоцетин.
  • При наклонности к судорогам назначают антиэпилептические средства – Депакин, Фенобарбитал, Карбамаземин.
  • Для стимуляции проведения нервных импульсов применяют витамины группы A, E и B. Детям назначают комплекс Кидс Формула или Витрум Беби.
  • Седативные препараты Глицин, Негрустин.
  • Гормональные лекарственные средства Преднизолон, Дексаметазон.

Лечиться от энцефалопатии помогают физические методы:

  • Массаж улучшает кровообращение, повышает мышечный тонус.
  • Лечебная физкультура восстанавливает функции опорно-двигательного аппарата, устраняет нарушение координации. После курса лечебной физкультуры увеличивается объём движений в суставах. К тому же групповые занятия корректируют поведение – дети становятся более общительными.
  • В комплексном лечении используют мануальную методику.
  • Рефлексотерапия воздействует на точки, связанные проводящими путями с головным мозгом.

Пользу приносит ароматерапия с эфирными маслами ланды, розмарина, ромашки, мелиссы. Благотворно действуют на нервную систему фиточаи с подорожником, одуванчиком, мелиссой, корневищем аира.

Для лечения энцефалопатии применяется экспериментальный метод лечения стволовыми клетками. Каждому ребёнку врач подбирает индивидуальный комплекс мероприятий.

Резидуальная энцефалопатия проявляется нарушением функции мозга, которые приводят к изменению личности ребёнка. Ограничивается физическая активность и социальное общение, снижается качество жизни. При ранней диагностике у младенцев РЭ излечивается без последствий. Вовремя начатая терапия у младших детей восстанавливает функции мозга.

Источник: http://golovnaiabol.ru/gb/deti/rezidualnaya-encefalopatiya-u-rebenka.html

Группа невоспалительных заболеваний, поражающий главный мозг и центральную нервную систему, обозначается в медицине термином энцефалопатия. Часто патология возникает в перинатальный период. Вследствие перенесения данной болезни, в будущем у ребенка может возникнуть резидуальная форма заболевания. Поэтому следует знать, по каким причинам происходит развитие резидуальной энцефалопатии у детей, что это такое, и какие существуют способы терапии заболевания.

Суть болезни

Патологические изменения в главном мозге и центральной нервной системе ребенка возникают из-за нарушений со стороны циркуляции крови, или вследствие разрушения клеток, относящихся к ЦНС. Токсическое, травматическое, инфекционное воздействие на главный мозг в утробный период или после рождения может привести к развитию данной энцефалопатии.

В зависимости от характера влияния на организм ребенка, выделяют три степени тяжести заболевания:

  • Первая степень тяжести характеризуется наличием изменений в тканях мозга, но обнаружить их можно только вследствие инструментальной диагностики. Какие-либо симптомы развития проблемы отсутствуют.
  • Вторая степень тяжести характеризуется появлением определенных слабовыраженных признаков наличия заболевания.
  • Выраженные неврологические расстройства проявляются на третьей степени тяжести. Даже в случае успешной терапии, существует вероятность инвалидности ребенка.

Резидуальная энцефалопатия – один из специфических видов данного заболевания. Происхождение термина латинское. Слово резидуальный можно перевести как «остаточный». Перевод отображает особенность болезни. Она проявляется вследствие перенесенных заболеваний и травм главного мозга, полученных во время нахождения плода в утробе матери. Часто недуг развивается как осложнение перинатальной энцефалопатии.

Энцефалопатия головного мозга сложно поддается диагностике, поскольку ее симптоматика может проявляться со значительным опозданием. Первые признаки резидуальной формы болезни развиваются через несколько месяцев или даже лет. Хотя иногда симптомы проявляются сразу после рождения.

Причины развития

В большинстве случаев резидуальная энцефалопатия проявляется вследствие перенесения плодом перинатальной энцефалопатии. Появление этого недуга может стать следствием воздействия разнообразных факторов. Среди них:

  • Беременность в слишком раннем возрасте, или зачатие ребенка в слишком зрелом возрасте.
  • Чрезмерные проявления токсикоза.
  • Обвитие плода пуповиной.
  • Наличие у беременной заболеваний хронического характера.
  • Употребление табака и/или спиртных напитков во время вынашивания малыша.
  • Аномально низкий уровень гемоглобина у беременной.
  • Беременность после длительного лечения от бесплодия.
  • Получение ребенком травм во время прохождения через родовые пути.
  • Слишком ранние роды.

Вышеописанные факторы могут с определенной долей вероятности спровоцировать развитие перинатальной энцефалопатии. Даже в случае успешной терапии, у ребенка, перенесшего данную болезнь, может развиться резидуальная энцефалопатия. Кроме того, заболевание может проявиться из-за:

  • Гипоксии.
  • Полученной при родах травмы.
  • Осложненной беременности
  • Сильного токсикоза.
  • Отравления токсинами.
  • Длительного нахождения в условиях повышенного радиационного излучения.
  • Проходящего в организме воспалительного процесса.
  • Инфекционных заболеваний.
  • Затрудненного кровотока в главном мозге.

Вне зависимости от причин развития болезни, важно вовремя ее диагностировать и начать лечение.

В противном случае осложнения могут привести к эпилепсии, слабоумию, остеохондрозу и другим проблемам со здоровьем.

Детская энцефалопатия может быть обнаружена по ряду характерных симптомов.

Клиническая картина

Хотя болезнь может диагностироваться у ребенка любой возрастной группы, существуют симптомы, характерные для детей определенного возраста. Так, энцефалопатия у детей, являющихся грудничками, может быть обнаружена по:

  • беспокойному поведению. Ребенок капризничает, часто опрокидывает голову назад;
  • продолжительной плаксивости (беспричинной);
  • неадекватным реакциям малыша на резкие изменения света, звука;
  • частым срыгиваниям;
  • нарушению сердечного ритма;
  • беспокойному сну;
  • нарушениям сосательного рефлекса;
  • увеличению мозга/головы в объеме (гидроцефалия).

Иная клиническая картина наблюдается у детей дошкольного возраста. В это время появляются следующие симптомы:

  • обмороки;
  • частые мигрени;
  • нестабильная психика;
  • повышенная утомляемость.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Энцефалопатия неуточненная у детей что это

У школьников в случае развития болезни наблюдаются:

  • расстройства, связанные с функциональностью памяти, сознанием;
  • частые депрессии;
  • головокружения, сопровождающиеся мигренями.

В некоторых случаях у детей проявляются фобии, снижается познавательная активность, возникают частые позывы к рвоте. Иногда наблюдаются приступы паралича, снижение уровня интеллекта, судороги, нарушения, связанные со слухом, зрениям.

Проявление симптомов зависит от быстроты развития болезни. При стремительном поражении главного мозга, может проявиться большое количество описанных выше признаков. Если же нарушения развиваются медленно, сначала возникнут незначительные симптомы. Но со временем их количество будет увеличиваться, а вылечить ребенка станет сложнее.

Энцефалопатия у детей

Диагностические меры

Запоздалость проявления симптомов затрудняет диагностику. Некоторые из вышеперечисленных признаков характерны и для других заболеваний. Это еще больше осложняет процесс постановки точного диагноза и может привести к неправильной терапии. В случае проявления вышеописанных симптомов, необходимо обратиться детскому неврологу. Постановкой диагноза занимается специалист данного профиля.

В первую очередь невролог соберет анамнез и расспросит больного или его родителей о проявляемой симптоматике. В ходе диагностики недостаточно сведений, предоставленных больным.

Понадобится также проведение инструментальных и лабораторных исследований. Они назначаются в том случае, если врач подозревает, что у больного развилась резидуальная энцефалопатия.

Чтобы поставить точный диагноз, врач должен назначить следующие исследования:

  • Электроэнцефалографию. В ходе проведения анализируется функциональность мозга и его клеток. Метод позволяет выявить патологические изменения.
  • Компьютерную томографию. Исследование дает возможность изучить состояние внутренних органов больного.
  • Ядерно-магнитный резонанс. Результаты процедуры позволяют проанализировать биохимические процессы, проходящие в клетках и тканях организма ребенка.
  • Магнитно-резонансную томографию. Как и в предыдущем случае, процедура дает возможность проследить за процессами, проходящими на клеточном уровне.

Кроме того, специалист может прибегнуть к использованию допплерографии, нейросонографии, УЗИ. После проведения инструментальных исследований проводятся лабораторные анализы. В качестве материала для их проведения может использоваться:

Лабораторные исследования дадут возможность сформировать остаточную картину болезни и поставить точный диагноз. После определения заболевания начинается его терапия.

Лечение болезни

Терапия зависит от степени тяжести заболевания. В случае обнаружения незначительных изменений, выражающихся слабой симптоматикой, лечение может проходить в домашних условиях. Тяжелые повреждения главного мозга и/или центральной нервной системы являются основанием для госпитализации больного. Лечить таких пациентов необходимо под постоянным присмотром врача.

Первостепенная цель лечения – устранение самых опасных явлений. То есть:

  • улучшение кровотока в мозге, направленное на снятие отека;
  • нормализация давления внутри черепной коробки;
  • пресечение возникновения судорог.

Энцефалопатия у детей лечится при помощи медикаментозной терапии. По своему усмотрению специалист может назначить:

  • Ноотропные препараты: «Пирацетам», «Пиридитол», «Актовегин», «Винпоцетин».
  • Аминокислоты: «Метионин», «Церебролизин», «Глутаминовая кислота».
  • Поливитаминные комплексы, содержащие вещества групп «Е», «В», «А».
  • Успокоительные: «Валериана», «Глицин».
  • Сосудорасширяющие: «Папаверин», «Дротаверин», «Кавинтон».
  • Средства, снимающие судороги: «Диазепам», «Фенобарбитал».

В комплексе с медикаментозной терапией применяются:

  • массажи;
  • рефлексотерапия;
  • лечебная гимнастика.

Частью лечения является нормализация режима дня, провождение времени на свежем воздухе, ограничение нагрузок эмоционального и физического характера. В некоторых случаях применяется хирургическое вмешательство (эндоваскулярная операция).

Таким образом, резидуальная энцефалопатия развивается как следствие воздействия травм, заболеваний, токсичных веществ и других факторов на мозг и/или центральную нервную систему ребенка. Медленное течение болезни, в комплексе с постепенным проявлением симптомов, затрудняет диагностику. При своевременном начале терапии прогноз выздоровления благоприятный. Примерно у тридцати процентов детей после терапии происходит полное излечение без осложнений.

Видео: Лечение энцефалопатии у детей

Источник: http://serdechka.ru/other/rezidualnaya-encefalopatiya.html

Диагноз перинатальная энцефалопатия ставится новорождённым детям довольно часто. Иногда это делается после первого врачебного осмотра в детской поликлинике, а иногда ещё до выписки из роддома. На русский язык этот медицинский термин переводится как болезнь мозга у новорождённых. Часто для обозначения этой болезни используется сокращённое название ПЭП. В чём её особенности? Об этом будет рассказано в статье.

Что такое перинатальная энцефалопатия

Если быть точным, то болезнь мозга нельзя рассматривать как конкретное заболевание. Скорее энцефалопатия – это обобщённое название нескольких недугов. Поэтому лечат непросто ПЭП, а энцефалопатию с указанием фактора, который является её причиной.

Вот конкретные примеры, показывающие, что энцефалопатия бывает:

  • Билирубиновая – при поражении мозга, связанном с высоким уровнем билирубина. Это один из основных компонентов жёлчи, образующийся при расщеплении белка;
  • Гипоксическая – связанная с недостатком кислорода;
  • Ишемическая – сопутствующая нарушению мозгового кровообращения;
  • Травматическая.

Обычно симптомами, которые могут указывать на признаки перинатальной энцефалопатии, являются:

  • плач ребёнка в течение продолжительного периода;
  • плаксивость как таковая;
  • частые срыгивания;
  • неожиданные вздрагивания;
  • взбрасывания ручек или ножек;
  • нарушения сна в дневное и ночное время – сон поверхностный, непродолжительный;
  • долгое засыпание на руках у матери.

Врачебные назначения при осмотре

На приёме врач, осматривая ребёнка, замечает у него повышение или понижение мышечного тонуса, скачки кровяного давления. А также при проведении УЗИ на снимках иногда обнаруживаются участки мозга, имеющие затемнения или изменения.

За этим следуют такие назначения, как:

Препараты, восстанавливающие нормальное мозговое кровообращение:

Успокаивающие лекарства:

  • валериана;
  • глицин;
  • люминал;
  • микстура с цитралью;
  • фенобарбитал.

Часто доктора рекомендуют сделать один или несколько курсов массажа и купать ребёнка в воде с добавлением сборов успокаивающих растительных компонентов.

Но всегда ли такие показания и назначения свидетельствует о заболевании ПЭП? Дело в том, что мнения врачей здесь расходятся.

Трудности диагностики

С одной стороны, приводятся данные, что детская энцефалопатия присутствует у 30–70% новорождённых. С другой – говорится, что ПЭП является следствием патологической беременности и родов и диагностируется не более, чем у 5%.

Медицинские исследования говорят, что зачастую наблюдается гипердиагностика или гиподиагностика ПЭП. То есть некоторые врачи «спешат» поставить этот диагноз, не разобравшись досконально в данных обследованиях. А часть медиков, наоборот, пропускает «тревожные звоночки» и не замечает, что у ребёнка перинатальная энцефалопатия.

Одна из самых распространённых причин гипердиагностики, это нарушение принципов неврологического осмотра, в частности:

  • Его стандартов. Например, диагностируется повышенная возбудимость, когда ребёнка осматривают в холодном кабинете, и он дрожит. Или, наоборот, в помещении жарко, ребёнок вялый, его реакции заторможены, а ему сразу ставят диагноз: угнетение центральной нервной системы (ЦНС).
  • Неправильная оценка симптомов. Срыгивание и тревожный ночной сон расцениваются как патология в то время, как для возраста один месяц — это норма.

Другие причины гипердиагностики

Существует и ряд других причин, которые ведут к тому, что диагноз ПЭП ставится «всем подряд».

Среди них такие, как:

  1. Отнесение к патологии ряда явлений, которые, по сути, являются показателем адаптации новорождённого. К ним относятся: вздрагивание, дрожание подбородка, когда ребёнок пугается или плачет.
  2. Низкая медицинская квалификация. Врач назначает принятие настойки женьшеня, что недопустимо для ребёнка. А после резкого повышения мышечного тонуса ему ставится диагноз ПЭП.
  3. Психологические причины. «Гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача.
  4. Непонимание врачами и родителями естественных потребностей новорождённого ребёнка. Чаще всего ребёнок сигнализирует об ошибках в уходе своим плачем. Ему нужен постоянный контакт с мамой сразу после рождения.

Гипидиагностика также является тревожным фактором в медицинской статистике. Это происходит, когда врач недостаточно внимательно относится к симптомам, считая, что ребёнок «перерастёт», и всё наладится само собой.

Когда следует консультироваться с неврологом

При присутствии указанных выше симптомов и результатов УЗИ стоит обратиться к неврологу, если во время беременности и родов наблюдались:

  • сильный токсикоз, особенно в последнем триместре беременности;
  • внутриутробная инфекция;
  • низкий гемоглобин у матери (показатель меньше 100);
  • слабая родовая деятельность, в том числе с применением лекарственной стимуляции и щипцов;
  • обвитие плода пуповиной;
  • вес ребёнка выше нормы;
  • недоношенность;
  • роды, когда ребёнок выходит сначала ягодицами.

Таким образом, насторожиться стоит, когда существуют факторы, могущие привести к гипоксии плода во время родов – то есть дефициту кислорода как причине нарушения деятельности ЦНС. Фактором риска также является заражение вирусной инфекцией беременной женщины в период начала формирования нервной организации плода.

Обратите внимание! Прямой зависимостью между длительностью кислородного голодания у плода и заболеванием ПЭП не существует. Бывают ситуации, когда гипоксия продолжается короткий отрезок времени, а мозг страдает достаточно серьёзно, и наоборот.

Если диагноз подтвердился

Что делать родителям, если диагноз НЭП всё-таки поставлен?

  • Прежде всего, не нужно поддаваться паническому настроению. Часто мам и пап охватывает чувство страха от сообщения о том, что у их ребёнка наблюдаются отклонения в развитии нервной системы. Сразу возникает стереотип: у малыша непорядок с головой!
  • Здесь необходимо успокоиться и понять, что в начальный период жизни каждый маленький человек испытывает трудности адаптации. Поэтому многие проблемы с развитием имеют временный характер.
  • Но это не значит, что можно «расхолаживаться». Напротив, нужно начинать проходить дальнейшее обследование и лечение как можно скорее. При таком развитии событий у детского организма увеличиваются шансы на то, что он справится с отклонениями. Большая часть родителей правильно понимает ситуацию и от педиатра идёт к неврологу.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Что такое дисциркуляторная энцефалопатия 3 степени

Начало лечения

Когда врачом-неврологом замечено только нарушение тонуса мышечной системы в ту или иную сторону и возбуждённость нервной системы, он прописывает:

  • лечебный массаж;
  • успокаивающие препараты умеренного воздействия;
  • лекарства, способствующие улучшению мозгового кровообращения.

Если же у ребёнка наблюдается повышение внутричерепного давления, ему прописывается курс обезвоживающей терапии. Это назначение связано с повышением давления в черепной коробке, часто свидетельствующем о том, что в спинном мозге вырабатывается излишнее количество жидкости. Для выведения излишков и нужны мочегонные средства. Чтобы компенсировать потери калия при усилении выделения жидкости с мочой, принимаются калийсодержащие препараты.

Обратите внимание! Не стоит надеяться, что с возрастом давление внутри черепа малыша снизится само по себе, без применения лекарств. Контроль за ним нужно осуществлять и в последующие несколько лет. Это избавит ребёнка от головных болей и скачков давления в дошкольные и школьные годы.

Щадящие методы

Большую роль при лечении любых форм ПЭП имеют щадящие методы, не имеющие лекарственной составляющей.

К ним, в частности, относятся:

  • рефлексомассаж;
  • лечебный массаж, включающий ряд специальных приёмов;
  • элементы лечебной гимнастики;
  • водолечение с включением массажа и гимнастических упражнений в воде с различной температурой и составом.

Нужно отметить, что применение этих методов требует от родителей терпения и настойчивости. Но их результативность признаётся всеми медиками. Она объясняется тем, что подвергшийся повреждениям мозг во время плавания, массажа и гимнастики получает правильные импульсы, помогающие более быстрому его восстановлению.

Обратите внимание! Нельзя пренебрегать физиотерапевтическими методами при лечении перинатальной энцефалопатии. Они не менее действенны, чем медикаментозные, но при этом более безопасны, так как не имеют побочных эффектов.

Массаж и плавание

Рефлексомассажем называется воздействие на определённые активные точки. На первом этапе его делает массажист, имеющий опыт обращения с маленьким ребёнком. Затем он обучает родителей необходимым приёмам с целью проведения ими процедуры массажа самостоятельно в домашних условиях. При этом мамам и папам нужно учитывать, что малыши подвержены быстрой утомляемости, поэтому сеансы должны быть кратковременными и доставлять ребёнку удовольствие.

Плавание

Плавание полезно следующим:

  • Плавание ребёнка в раннем возрасте оказывает весьма благотворное влияние на разрешение проблем нервного характера. Вода имеет свойство снижать болевые и неприятные ощущения, которые ребёнок может испытывать на суше во время лечебной гимнастики. При этом необходимым элементом плавания является ныряние.
  • Когда малыш ныряет, его ткани и органы испытывают мягкое и равномерное давление. Сжатые кулачки разжимаются, спазмы в мышцах и связках снимаются. Давление внутри черепа нормализуется, происходит массаж грудной клетки, в которой давление также приходит в норму.
  • Вдох после выныривания является глубоким и полноценным. Это особенно полезно для детей, которые появились на свет с помощью кесарева сечения, имели гипоксию. А также водные процедуры помогают решить проблему с кишечными коликами, так как уходят спазмы, болевые ощущения и налаживается стул.

Как страдает животик при ПЭП

  • Расстройства работы желудочно-кишечного тракта нередко являются спутниками энцефалопатии у новорождённых. Это запоры и жидкий стул, вздутие животика и колики. Как правило, всё начинается с банального дисбактериоза и часто заканчивается диатезом или экземой. Возникает вопрос: а какая здесь связь?
  • Связь достаточно проста и заключается в следующем. При кислородном голодании мозговых структур во время родов центр формирования иммунной системы страдает в большинстве случаев. Он располагается в продолговатом мозге. Вследствие гипоксии в кишечнике младенца поселяется микрофлора, характерная для роддомов, в том числе и вредная: кишечная палочка, стафилококк. Она вытесняет полезные бифидобактерии, результат – бактериоз.
  • Недостатки развития нервной системы усугубляют картину, так как, подвергаясь спазмам, кишечник сокращается неправильно, пища переваривается плохо, стул расстраивается. Когда к этому прибавляется вредная микрофлора, на выходе получается беспокойство ребёнка и кожная аллергия.

Как разорвать порочный круг

  • Но существует и обратная зависимость. Воздействие негативных факторов, не связанных с работой ЦНС, в продолжение длительного периода вызывают вторичную энцефалопатию. К примеру, если не заботиться о состоянии ЖКТ ребёнка, наличие в нём большого количества стафилококков может спровоцировать поражение нервной системы.
  • Это может быть: задержка в развитии психомоторики, повышенная нервная возбудимость. слабость сфинктеров (устройств, выполняющих функцию клапанов, открывающих и закрывающих передвижение содержимого из одного органа в другой).
  • Что делать родителям в таких случаях? – Чтобы лечение ребёнка проходило успешно, нужно «заниматься» не только его желудочно-кишечным трактом, но и нервной системой. Таким образом, понадобятся совместные усилия педиатра, невролога и родителей.

Обратите внимание! Когда у малыша наблюдаются неустойчивые показатели развития нервной системы, ему нужны усиленное внимание, больше нежности, ласки и материнского тепла, чем здоровым детям.

Какими могут быть результаты

Каким образом родители могут сделать вывод о том, что лечение привело к успеху? – Об этом можно судить по таким признакам, как:

  1. Ребёнок стал вести себя намного спокойнее.
  2. Он не плачет в течение длительного времени.
  3. Его сон пришёл в норму.
  4. Малыш в положенное время стал держать головку.
  5. Вовремя смог сидеть, встал, сделал первые шаги.
  6. Пищеварение наладилось.
  7. Вес прибавляется хорошо.
  8. Кожа стала здоровой.

Обратите внимание! Если указанные признаки заметили не только врачи, но и родные малыша, значит, повреждения нервной системы преодолены.

Ниже – один из примеров, приводимых в медицинской литературе, который свидетельствует о самоотверженности материнской любви.

Сила материнской любви

  • В 90 годах в одном из родильных домов г. Ростова-на-Дону у молодой женщины родилась девочка. Роды прошли очень тяжело. Ребёнок перенёс глубокую асфиксию – расстройство дыхания вследствие недостатка кислорода и избытка углекислого газа в крови и тканях. Ребёнок долго не мог дышать, затем почти месяц был поражён параличом.
  • Вердикт врачей был однозначным – девочка «не жилец». Но мать не смирилась с этим. Она кормила младенца из пипетки, овладела специальными приёмами массажа, упорно «оживляя» слабенький организм. Ребёнок выжил. Впоследствии матери пришлось полностью посвятить себя оздоровлению ребёнка, которому поставили диагноз ПЭП.
  • После того как врач, принимавший роды, увидел когда-то очень больную девочку в возрасте 17 лет, он не поверил своим глазам. Это была высокая девушка с прекрасной фигурой и привлекательным лицом, на щеках которого играл яркий румянец. Впоследствии девушка вышла замуж и родила двух здоровых мальчиков-близнецов. Вот вам и «не жилец»!

Придерживайтесь правил

  1. Нужно внимательно изучить выписку из родильного дома и показать её педиатру. В ней имеются результаты оценки состояния новорождённого в первые минуты жизни. Нормой являются 7-8 баллов. Если показатель ниже 6, а также отмечено, что ребёнок закричал не сразу, была гипоксия или асфиксия, судороги, гематома в области головы – необходима срочная консультация у детского невролога.
  2. Если показаний для консультации с неврологом нет, но младенец часто плачет, находится в возбуждённом состоянии, капризничает без повода – лучше показать его неврологу. Поводом обратиться к медикам являются и пассивность, явное безразличие к окружению, а также частое срыгивание «фонтаном» после кормления.
  3. Когда мать имеет возможность кормить ребёнка грудью, она ни в коем случае не должна пренебрегать ею. Никакая смесь не заменит материнское молоко, которое содержит в своём составе вещества, помогающие новорождённому победить проблемы с ЖКТ И ЦНС. Это научно доказанный факт.
  4. При планировании следующего ребёнка необходимо досконально выяснить причины ПЭП у первого. И если ситуация связана с пренебрежительным отношением матери к своему здоровью в период беременности, необходимо исправить её. А также нужно серьёзно подойти к выбору врачей и медучреждения, где по плану будут проходить роды.

Источник: http://mama.guru/detskie-zabolevaniya-i-medikamenty/perinatalnaya-encefalopatiya-u-rebenka.html

Под термином «перинатальная энцефалопатия» (ПЭП) в российской детской неврологии подразумевается собирательный диагноз, характеризующий различные нарушения структуры и функции головного мозга, возникающее в перинатальном периоде жизни ребенка. Перинатальный период начинается на 28 неделе внутриутробной жизни ребенка, и заканчивается к 7 суткам после рождения (у доношенных детей) или к 28 суткам (у недоношеных). Исходя из формулировки можно видеть, что этот термин не подразумевает какой-либо конкретной патологии, т.е. диагнозом как таковым считаться не может. Подразумевается, что у ребенка «что-то с мозгом» вследствие какого-то повреждения. На современном уровне диагностики такой подход не может считаться приемлемым, поэтому в мире используются более точные характеристики поражений мозга в перинатальном периоде.

Термин «ПЭП» был введен в российскую неврологическую практику 30 лет назад. Нельзя не согласиться, что медицинская наука не стоит на месте, и за десятки лет произошли существенные изменения как в диагностических возможностях, так и во взглядах на причины и механизмы развития заболеваний. В настоящее время в России принята классификация мирового уровня, детально описывающая поражения мозга (гипоксические, травматические, токсико-метаболические, инфекционые) и при правильном применении передающая в формулировке диагноза информацию о состоянии ребенка и его причинах (Формальная замена термина ПЭП на «гипоксически-ишемическое поражение центральной нервной системы» при отсутствии конкретных данных ничего не меняет и все нижеследующее действительно и для таких «современных» формулировок).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Стандарт оказания медицинской помощи энцефалопатия

Диагностика и гипердиагностика ПЭП

В современной международной классификации болезней нет диагноза ПЭП, однако на постсоветском пространстве врачи упорно продолжают «цепляться» за этот устаревший и невразумительный термин.

Причины и последствия этой практики суммированы известными российскими учеными:

1. Многие доктора патологией считают те признаки, которые являются нормой для данного возрастного периода (например, вздрагивания, повышение мышечного тонуса у новорожденных, «скрещивание» ножек при опоре у детей до 3 месяцев, симптом Грефе и т. д.).

2. нарушение принципов неврологического осмотра: (наиболее частые из них: диагностика повышенной возбудимости или мышечного гипертонуса у дрожащего и скованного ребенка в холодном помещении, а также при возбужденном состоянии или чрезмерных манипуляциях врача; диагностика угнетения центральной нервной системы у вялого ребенка при перегревании или в дремотном состоянии).

3. Психологические причины. Они заключается в том, что в связи со сложившейся в отечественном здравоохранении ситуацией «гипердиагностика» не имеет никаких административных, юридических, этических последствий для врача. Постановка диагноза ведет к назначению лечения и в случае правильности или неправильности диагноза исход (чаще выздоровление или минимальные расстройства вследствие наиболее характерного для гипоксических поражений мозга регредиентного течения) благоприятен. Таким образом, можно утверждать, что благоприятный исход есть следствие «правильного» диагноза и «правильного» лечения (см. ниже).

4. Финансовые причины. Избыточная диагностика приводит к избыточной загрузке врачей, диагностических кабинетов и вспомогательных служб, что в случае бюджетного медицинского учреждения поддерживает завышенное штатное расписание и препятствует сокращению штатов или переквалификации персонала, а в условиях коммерческого медицинского учреждения прямо повышает доход медицинских работников.

Гипердиагностика не является безобидным явлением, как иногда считают некоторые врачи. Ее негативные последствия заключаются в следующем:

1. Длительная работа в рамках доктрины гипердиагностики приводит к размыванию границ в представлениях врачей между нормальными и патологическими состояниями.

Диагностировать «заболевание» оказывается беспроигрышным вариантом. Диагностический процесс перестает быть творческим процессом познания, взаимодействием врача и маленькою пациента, превращаясь в манипуляцию образами, в ритуал. Диагностирование ПЭП превратилось в безотчетный, имманентный ритуал детского невролога, что закономерно ведет к малообъяснимой, с позиций здравой логики, статистике диагностирования ПЭП.

2. Негативные последствия для родителей и близких ребенка. Избыточная диагностика не является безобидной для семьи ребенка.

Во-первых, тотальное диагностирование «ПЭП» приводит к тому, что родители считают ребенка больным даже тогда, когда он здоров, что ведет, в свою очередь, к внутрисемейным психологическим проблемам.

Во-вторых, «гипердиагностика» приводит к извращенным представлениям родителей о «норме» и «патологии». За время проведения исследовательской работы мы столкнулись с двумя случаями, когда родители на наше заключение, что ребенок неврологически здоров, задали вопрос: «Мой ребенок ненормальный? Почему у всех детей есть «энцефалопатия», а у него нет?»

В-третьих, избыточная диагностика ведет к неоправданному лечению, что наносит ущерб бюджету семьи ребенка.

3. Негативные последствия для ребенка.»Гипердиагностика» имеет следующие негативные эффекты на самого ребенка, которого она якобы должна защитить от инвалидизирующего или дезадантирующего состояния нервной системы.

Во-первых, доктрина избыточной диагностики приводит к чрезмерному назначению диагностических процедур, которые чаще всего неинвазивны, но повышают пребывание ребенка в условиях медицинских учреждений и способствуют контактам ребенка с больными инфекционными заболеваниями. При выполнении нашего исследования мы встретили 5 случаев, когда дети с диагнозом «ПЭП», имевшие на самом деле транзиторную неврологическую дисфункцию, находились в стационарах и перенесли тяжелые инфекционные внутрибольничные заболевания, не нуждаясь на самом деле в нахождении в стационаре.

Во-вторых, гинердиагностика ведет к избыточному лечению, зачастую средствами и манипуляциями, которые не прошли адекватный контроль, что иногда приводит к иатрогении (чаще изменениям со стороны внутренних органов и мышечно-связочного аппарата) и превращает ребенка с пограничным состоянием нервной системы в соматически больного ребенка.

В-третьих, гипердиагностика перинатальных поражений нервной системы, в целом, ведет к тому, что большинство неврологических и не только неврологических расстройств, которые впоследствии возникают у ребенка, врачи связывают с перинатальным поражением нервной системы, что, в свою очередь, приводит к недостаточной или поздней диагностике ряда других заболеваний.

Малопригодны для практики формулировки, «уточняющие» понятие ПЭП: «синдром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости», «синдром мышечной дистонии», «синдром вегетативно-висцеральных нарушений» и т.п. Эти термины крайне расплывчаты и в какой-то мере могут быть использованы в описании здоровых детей.

Многие врачи склонны переоценивать значение инструментальных диагностических методов в отрыве от клинической картины. Зачастую методы используются устаревшие и неинформативные (реоэнцефалография — РЭГ, эхоэнцефалоскопия — ЭХО-ЭС), либо метод используется не по назначению, что ведет к ошибочным выводам (например, по данным ЭЭГ выносится заключение о внутричерепном давлении или «нарушении сосудистого тонуса»). Кроме того, почти все инструментальные методы субъективны, т.е. достаточно сильно зависят от того человека, который их выполняет. Поэтому интерпретировать результаты должен только лечащий врач, с учетом клинической симптоматики. Лечить только результаты нейросонографии (НСГ) или ЭЭГ недопустимо, это аксиома. Исследования предназначены лишь для ответа на какой-либо вопрос врача, возникший при осмотре пациента. К тому же нужно помнить о том, что многие формально «ненормальные» показатели в заключениях не имеют никакого значения.

Лечение и гиперлечение ПЭП

Только реальные, объективно выявленные и четко обозначенные последствия перинатальных поражений нервной системы могут требовать применения лекарств, однако это всегда симптоматическое лечение, т.е. направленное на конкретные проблемы: при спастике — препараты для расслабления мышц, при судорогах — противосудорожные и т.п. Тем не менее, большинству детей с формальной «ПЭП» назначаются разнообразные препараты и их комбинации с недоказанной эффективностью. Приводим список наиболее частых нерациональных назначений в детской практике.
1. Так называемые сосудистые препараты. К ним относят препараты различных групп (циннаризин, кавинтон, сермион и т.д.)

2. Препараты, содержащие гидролизаты аминокислот, нейропептидов и т.д. — церебролизин, актовегин, солкосерил, кортексин и т.п.

3. Так называемые «ноотропные» препараты, «улучшающие питание мозга»: пирацетам, аминалон, фенибут, пантогам, пикамилон и т.д.

4. Гомеопатические средства.

5. Разнообразные растительные препараты, включая хорошо знакомые населению валериану, пустырник, а также брусничный лист, медвежьи ушки и т.д.

Внимание! Утверждения об «улучшении питания мозга» представляют собой старый медицинский миф или рекламный ход. Указанные выше препараты рутинно назначаются большинству пациентов с диагнозом ПЭП, однако они НЕ ДОЛЖНЫ использоваться в лечении детей! Они не прошли надлежащих испытаний у новорожденных и детей раннего возраста, соответственно невозможно судить об их эффективности и/или безопасности. Использование лекарств с недоказанной эффективностью в лучшем случае может оказаться бесполезным, и тогда это трата времени, которое при многих болезнях, например, при эпилепсии, работает против пациента. В худшем случае такая практика чревата непредсказуемыми расстройствами, в том числе опасными для жизни (аллергические реакции вплоть до анафилактического шока, нарушения работы сердца, печени, почек, головного мозга, периферических нервов и т.д.). Напомним также, что вследствие неправильной диагностики многие нормальные для ребенка состояния (например, дрожание подбородка, «симптом Грефе») принимаются за проявления болезни и «успешно лечатся» временем в сочетании с бесполезным лекарством.

Многие распространенные препараты должны применяться крайне ограниченно, по строгим показаниям. Так, например, применение диакарба может быть оправдано при гидроцефалии (не при «гидроцефальном сидроме» — его не существует!), причем ребенок с таким диагнозом должен находиться под наблюдением нейрохирурга. Недопустимо назначение фенобарбитала у детей с «гипервозбудимостью», «нарушениями сна». Применение этого препарата возможно только при судорогах (хотя существуют более современные и обычно более эффективные препараты), поскольку он доказано вызывает задержку развития познавательных функций у ребенка.

Наблюдение ребенка и сроки начала лечения

Патология нервной системы в раннем возрасте иногда может быть выявлена только при повторном осмотре либо в ходе длительного наблюдения за развитием ребенка. Для этого предусмотрены осмотры неврологом в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В эти сроки дебютируют или становятся очевидными многие серьезные заболевания. И если у ребенка стоит конкретный неврологический диагноз – эпилепсия, ДЦП и т.д. – медлить с лечением недопустимо! Особенно это касается эпилептических приступов – своевременно назначенное лечение способно предотвратить развитие серьезной патологии в будущем.

Консультация детского невролога на форуме

При публикации вопросов на тему ПЭП на форуме следует помнить:
Интернет-консультирование на основании только факта наличия диагноза (или диагнозов) не имеет большого смысла. Потребуется описание появления жалоб в хронологическом порядке, история протекания беременности, родов, оценка по Апгар, описание неврологического статуса, темпов развития (рост, вес, окружность головы помесячно, время появления у ребенка основных навыков) результаты исследований дословно (часто требуются отсканированные документы – снимки, ЭЭГ). Без всего этого врач просто не сможет ответить на ваш вопрос.

Источник: http://www.7gy.ru/rebenok/detskie-bolezni-simptomy-lechenie/589-diagnoz-pep-u-rebenka.html

Ссылка на основную публикацию